Пермский край город Чайковский
независимый информационный портал

г.Чайковский

, Суббота 03 Декабря 2016 года

Поделиться:

Образовательный паровоз

Совет ректоров вузов Пермского края подвёл 27 февраля итоги исследования качественно-количественных параметров высшего образования в регионе. Над составлением общей картины работало сразу несколько экспертных групп, в которые вошли не только представители науки, но и бизнеса, промышленности, общественности и власти. Полученные результаты, отметили докладчики расширенного совета, не радуют. Прикамье отстаёт от ближайших соседей почти по всем показателям, однако имеются и положительные тренды. Как бы то ни было, открывший заседание губернатор Пермского края Виктор Басаргин уверенно заявил, что проведённая работа охватила большой объём информации, крайне необходимый для объективной оценки перспектив высшего образования.

Виктор Басаргин, губернатор Пермского края:

— Работа, которая проведена, очень важна, и мы — один из немногих субъектов РФ, который провёл независимую оценку своего высшего профессионального образования. Практически такой работой не занимался никто. Нужно окончательно принять все решения по полученным данным и вынести их на рассмотрение на федеральный уровень. Кстати, эта наша работа совпала с аналогичной, проведённой Министерством образования РФ.

Как отметил председатель совета ректоров Пермского края Владимир Маланин, начавшееся обсуждение системы высшего образования края — это серьёзный процесс, совпавший по времени с мониторингом эффективности вузов, который провело Министерство образования РФ. Напомним, по результатам этого мониторинга был признан неэффективным Пермский государственный институт искусств и культуры. Однако, полагает Маланин, в целом данные федерального мониторинга «позволили нам учесть некоторые нюансы и вывес­ти специфические вещи относительно пермского высшего образования».

Сеть экспертных групп работала по принципу общественной экспертизы. На первом этапе шёл сбор данных, на втором готовилось некое заключение, на третьем обобщённые данные выносились на обсуждение педагогической общественности.

Как сообщил учёному сообществу проректор по стратегическому развитию и правовым вопросам ПГНИУ Дмитрий Красильников, возглавлявший одну из экспертных групп, анализ данных и сделанные позже выводы помогли внести существенные дополнения в принятую Программу социально-экономического развития Пермского края.

Дмитрий Красильников, проректор по стратегическому развитию и правовым вопросам ПГНИУ, руководитель экспертной группы при губернаторе «Образование. Наука. Инновации»:

— Мы постарались рассмотреть систему всесторонне. Не только государственный сектор, но и частные вузы. И вот что вышло.

В целом о системе: по состоянию на 1 декабря 2012 года в Пермском крае работают 11 государственных вузов и 6 негосударственных, кроме того, 20 филиалов госвузов и 10 частных. Это только официально зарегистрированных.

Негативные моменты. Если брать 2011 год, то количество профессорско-преподавательского состава, докторов наук в Пермском крае меньше, чем в среднем по России. В целом система высшего образования в регионе отстаёт по целому ряду показателей от соседей и России. К примеру, по количеству студентов край опустился с 19-го на 22-е место. В абсолютных цифрах — это 102,4 тыс. студентов, что, к примеру, в два раза меньше, чем в Свердловской области. И нарастание отставания от лидеров увеличивается. Приходится констатировать, что Пермский край не является студенческим регионом.

По количеству докторов наук разрыв ещё больше. В Свердловской области их в 2,5 раза больше, чем у нас. Отсюда у нас существенно ниже доля лиц с высшим образованием в экономике края. Недотягиваем мы до среднего показателя как по ПривФО, так и по РФ. Это характеризует наш кадровый потенциал.

Что позитивного. У нас развитая сеть вузов, высокий потенциал и конкурентоспособность части из них. Также наращивается связь вузов с академическими институтами, усиливается влияние региональной власти в развитии системы высшего образования, наращивается кадровый потенциал.

Тему негосударственных высших учебных заведений, действующих в регионе, продолжил руководитель подгруппы экспертов по направлению «Деятельность негосударственных вузов» Николай Захаров. Как отметил учёный, в целом многие из частных вузов уже давно завоевали в крае безусловный авторитет и ведут образовательный процесс в соответствии со всеми нормами и требованиями. Однако наряду с «нормальными вузами» в Пермском крае действуют и, по большому счёту, псевдовысшие учебные заведения. И их список стремительно пополняется.

Николай Захаров, ректор Прикамского социального института, руководитель подгруппы экспертов по направлению «Деятельность негосударственных вузов»:

— Наряду с нормальными негосударственными вузами в крае есть и такие, чья деятельность вызывает настоящее недоумение. По нашим данным, в крае работает 26 незарегистрированных вузов. Некоторые из них располагаются даже в жилых домах, в обычных квартирах. Или в подвале — как Международный восточно-европейский университет, ведущий образовательную деятельность в Очёре.

Такие «вузы» дискредитируют высшее образование в Пермском крае. Причём, хочу отметить, эти «вузы» каким-то образом имеют аккредитацию надзорных органов! Яркий пример тому — вуз в селе Тохтуево. В этом году они набрали 400 человек! Между тем всё население Тохтуево (Соликамский район Пермского края — ред.) составляет 400 человек. Прямо, знаете, «тохтуевский Оксфорд» какой-то.

Как отметил Николай Захаров, одним из способов борьбы с такими учебными заведениями может стать законодательно закреплённый механизм создания образовательных консорциумов, обязанных получать совместную аккредитацию. «На данный момент процедуры о предоставлении информации о себе в министерство образования Пермского края, в совет ректоров края попросту нет», — заявил эксперт.

По подсчётам экспертной группы, только в псевдовузах Перми учатся до 6 тыс. человек. В городе действует, помимо этого, как минимум 20 точек по продаже дипломов о высшем образовании.

«Общие потери от деятельности таких псевдовузов — от 80 до 100 млн руб. в год», — резюмировал Николай Захаров.

Президент Пермской торгово-промышленной палаты Марат Биматов, возглавлявший подгруппу экспертов «Кооперация вузов, предприятий и бизнеса», привёл пермскому научному сообществу данные о востребованности выпускников пермских вузов на рынке труда и напрямую заявил о невысокой эффективности всей образовательной системы. По мнению Биматова, вузы буквально гонятся за показателями, которые впоследствии абсолютно не нужны, забывая о том, что конечная цель получения высшего образования — не диплом, а трудо­устройство по специальности.

По словам Марата Биматова, в Пермском крае, согласно исследованиям, сложилась ситуация, когда лишь 20% крупных работодателей при подборе персонала руководствуются тем, какой именно вуз окончил соискатель. Для более чем 90% работодателей доверия к высшему образованию нет вообще. И, в частности, это результат того, что вузы практические не кооперируются с бизнесом.

Марат Биматов, президент Пермской торгово-промышленной палаты:

— Другой важный параметр — это востребованность выпускников. Так вот, в общероссийский «топ-100» по востребованности выпускников попали только три пермских вуза. Что напрямую указывает на незаинтересованность бизнеса в подготовке профессиональных кадров.

Проблема есть в том, что вузы формируют свой план по госзаданию почти без учёта региональной специфики и потребности работодателей. В крае нет ни одного объективного источника, в котором можно было бы узнать, какие кадры нужны экономике. Надо создавать такую базу! Да, есть примеры успешного взаимодействия бизнеса и вузов, однако эта работа так и не стала системной.

В России только 41% выпускников устраиваются по профессии. КПД образования у нас — как у паровой машины. В Пермском крае, конечно, есть хорошие примеры — трудоустройство выпускников медакадемии близко к 100%.

По словам Биматова, чтобы изменить ситуацию, вузам необходимо сменить формат, подход к образованию у самих абитуриентов с «где мне получить диплом» на «кем я стану после того, как его получу».

Марат Биматов:

— Правительству необходимо поддержать профориентационные структуры, министерству образования — начать формировать заказ потребности экономики. Вообще краевые власти должны формировать некий кадровый прогноз. Вузам необходимо создать «единое окно» для бизнеса, чтобы он знал, куда обращаться. Нужно ввести рейтинг студентов, тогда будет понимание качества студентов.

По подсчётам экспертной группы, последние шесть лет безработных или устроившихся не по специальности студентов стабильно даёт специальность «Экономика и управление». Однако эта специальность по-прежнему самая популярная у абитуриентов.

По статис­тике, 23,7% из них выбирают именно экономику и управление. Технические специальности привлекают порядка 14,7%, гуманитарные науки — 11,6%. Всё это, подчеркнул Биматов, и есть последствия нескоординированной работы бизнеса и вузов.

Позицию президента Пермской ТПП в его оценке нынешнего состояния высшего образования в крае целиком и полностью поддержал глава региона Виктор Басаргин, резюмировавший озвученные в ходе заседания совета ректоров данные. Однако губернатор, в первую очередь, предостерёг учёных от резонёрства и самобичевания, предложив сделать выводы и приступить к улучшению ситуации в пермском образовании.

Виктор Басаргин:

— Первое — в основном в докладах звучали проблемные темы. Поэтому сложилось впечатление, что у нас больше проблем, чем достижений в области высшего образования. На самом деле картина несколько другая. Не надо заниматься самобичеванием и вести себя так, чтобы у нас сложился комплекс неполноценности.

Хочу подчеркнуть, что мы впервые провели такую оценку. Что не удалось до конца — провести более глубокий анализ, сделать оценку по нашим негосударственным вузам. И если вдруг придётся закрывать госвузы, может произойти не очень качественное замещение. Надо работать! Экспертная группа должна быть трансформирована в постоянно действующую группу и, я думаю, раз в год, раз в два года проводить оценку эффективности наших вузов. Надо при этом немного пересмотреть критерии оценки.

Поддержу Марата Биматова. Были затронуты две среды — сам образовательный процесс и работа преподавательского состава до его выступления. Но ведь есть и внешняя среда, с которой вузам необходимо работать. И я считаю, что это работа не менее важная, а в наших условиях даже более важная и необходимая.

Что бы мы ни говорили по поводу Минобразования России, но проверка эффективности вузов, разработка всех этих критериев дали больше стимулов для улучшения работы вузов, чем всё, что было раньше. Только сейчас мы заговорили про улучшение материальной базы, открытие научных школ и так далее. Материальную базу будем укреплять и за счёт края, хотя это во многом проблема Федерации.

Что касается фальшивых дипломов — в ближайшее время наши правоохранители получат соответствующее задание.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Все права защищены 2012 59chaikovsky.ru 
Отдельные статьи, фото и видеоматериалы могут содержать информацию предназначенную для читателей 18+ (запрещено для детей).

Перепечатка информации возможна только при наличии активной ссылки на источник!
Designed by 59chaikovsky
Обслуживание и разработка сайтов: Arione.ru
Яндекс.Метрика